07/12/2021

financial-pro.ru

Новости инвестиций и финансов

Принят закон о защите и поощрении капиталовложений в России

Принят закон о защите и поощрении капиталовложений в России

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, с 1 апреля вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Одновременно внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ (Федеральные законы от 01.04.2020 № 70-ФЗ и от 01.04.2020 № 71-ФЗ).

Вводится специальный инвестиционный режим для организаций, реализующих инвестиционные проекты с использованием нового механизма — соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК).

Стороны СЗПК

Соглашение заключается между частным субъектом — организацией, реализующей проект (российское юридическое лицо, в том числе проектная компания), — и публично-правовым образованием — субъектом РФ, на территории которого предполагается реализация инвестиционного проекта (возможно также участие РФ и/или муниципального образования (МО)).

Предусматривается возможность заключения СЗПК как по инициативе частных субъектов (частная проектная инициатива, реализуемая в заявительном порядке), так и по инициативе органов исполнительной власти (публичная проектная инициатива, реализуемая в декларационном конкурсном порядке).

Предмет СЗПК

Предметом соглашения является реализация нового инвестиционного проекта в одной из сфер экономики, за исключением следующих видов деятельности:

  • игорный бизнес;
  • производство табачной и алкогольной продукции;
  • добыча нефти и газа;
  • оптовая и розничная торговля;
  • деятельность финансовых организаций;
  • строительство жилых домов, деловых и торговых центров.

В обмен на капиталовложения инвесторам могут быть предоставлены меры государственной поддержки в виде возмещения затрат на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры, необходимые для реализации инвестиционного проекта, а также на уплату процентов по привлеченным для этого кредитам и займам.

В зависимости от объема капиталовложений инвесторам также будут предоставлены стабилизационные оговорки, гарантирующие неприменение в течение определенных сроков актов (решений), ухудшающих условия ведения деятельности, связанной с реализацией проекта, в частности, актов (решений):

  • об изменении мер государственной поддержки;
  • об изменении порядка предоставления прав на земельный участок;
  • об установлении дополнительных обязанностей и уменьшении объема прав владельцев земельных участков;
  • об изменении процедур, связанных с градостроительной деятельностью и др.

При объеме капиталовложений не менее 10 млрд руб. предметом стабилизационной оговорки может быть также:

  • увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
  • увеличение ставок или расширение объектов обложения при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сборов.

Срок применения стабилизационной оговорки не может превышать:

  • 6 лет – если инвестиции не превышает 5 млрд руб.;
  • 15 лет — при объеме инвестиций более 5 млрд руб., но менее 10 млрд руб.;
  • 20 лет – если инвестиции составляют 10 млрд руб. и более.

Указанный срок при определенных условиях может быть однократно продлен на 6 лет.

При этом акты (решения) об изменении законодательства о налогах и сборах, увеличении ставок вывозных таможенных пошлин и изменении мер государственной поддержки не применяются в течение всего срока, предусмотренного СЗПК, в то время как стабилизационная оговорка в отношении остальных актов (решений) действует только в течение 3 лет со дня их вступления в силу.

Изменения в НК РФ в части стабилизации налоговых правоотношений

Изменения не предусматривают предоставления каких-либо налоговых льгот для инвестора.

Статья 5 НК РФ дополнена пунктом 4.3, предусматривающим стабилизационную оговорку в отношении действия актов законодательства о налогах и сборах. Сфера действия оговорки зависит от субъектного состава СЗПК с публичной стороны.

в дополнение к № 1:

в дополнение к № 1:

Особенности применения налоговой стабилизационной оговорки:

  • не распространяется на вновь вводимые налоги и сборы, если они вводятся взамен отмененного платежа, имевшего схожий объект обложения;
  • не распространяются на акты, устанавливающие льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, а также условия и сроки применения и прекращения их действия;
  • действует при условии ведения раздельного учета объектов налогообложения, налоговой базы и сумм налогов по налогам, подлежащим уплате при исполнении СЗПК и при осуществлении иной деятельности, а также раздельного учета доходов (расходов).

О чем подумать, что сделать

  • оценить экономическую целесообразность применения предлагаемых условий налоговой стабилизации, землепользования и градостроительной деятельности, предоставления мер поддержки;
  • рассмотреть возможность заключения СЗПК (в том числе в отношении начатых проектов);
  • отслеживать принятие нормативных актов (по плану — к 1 июля) с учетом того, что полноценная работа механизма будет запущена только после утверждения Правительством РФ подзаконных актов. Хотя в нынешней ситуации эта работа, наверняка, затянется.

Помощь консультантов

Юристы компании «Пепеляев Групп» готовы оказать комплексное правовое сопровождение, включая помощь в подготовке заявления о заключении СЗПК и сопутствующих документов; содействие в заключении СЗПК, включая участие в переговорном процессе с органами государственной власти; а также помощь при взаимодействии с налоговыми и иными контролирующими органами, иные юридические услуги в ходе производственной деятельности.

О развитии законодательства, направленного на стимулирование инвестиционной деятельности на Дальнем Востоке и иных регионах России, мы будем информировать вас и дальше.

Федеральные законы об инвестициях

Инвестирование считается сложным и многогранным явлением в экономике рыночного типа. Здесь взаимодействует огромное количество участников, среди которых можно выделить частные лица (резиденты, нерезиденты), предприятия, организации и государство.

Судебные принадлежности и книги

В инвестиционной деятельности каждый участник преследует определённые цели, однако главной целью инвестирования считается приумножения капитала, выраженного в денежной форме.

В процессе инвестирования часто возникают определённые противоречия, особенно в том случае, когда инвесторы не могут сойтись на одном варианте в решении тех или иных вопросов. Именно по этой причине бизнес-деятельность нуждается в тщательно разработанной законодательной базе, которая позволила бы осуществлять менеджмент инвестиционных процессах в рамках правового поля.

Законодательство

В любой стране экономические отношение в сфере инвестирования должны быть упорядоченными. Помимо этого, возможности и ответственность всех участников инвестиционного процесса должны быть чётко сформулированными. Именно по этим причинам государство ставит перед собой задачу формирования качественной и применяемой законодательной базы.

Инвестиционное законодательство представляет собой систему законов, которые направлены на регулирование того или иного аспекта инвестирования. К примеру, это может быть закон, целью которого является регламентирование инвестиционной деятельности, возникшей между представителями разных стран. Если в государстве развита деятельность инвестиционных институтов, это становится необходимостью для разработки регулирующего процессы и взаимоотношения закона.

Инвестиционная деятельность

Фото: Выбор инвесторов в Российской Федерации

В Российской Федерации существует система законов, охватывающая аспекты экономических отношений, возникших при совершении инвестиционных операций. Примером этому является ФЗ 39 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Этот закон вступил в силу семнадцать лет назад, и с тех пор в него было внесено двенадцать поправок.

Главными задачами создания такого закона стали:

определение юридических и экономических аспектов инвестирования, осуществляемого в форме капитальных вложений;

способствование защите прав, активов и предоставление гарантий всем участникам инвестиционного процесса.

Закон состоит из пяти статей, которые освещают все аспекты инвестирования в форме капитальных вложений. В первой статье поданы базовые понятия, связанные с инвестированием.

Вторая статья ФЗ «Об инвестиционной деятельности[…]» представляет информацию о сфере распространения закона и о том, на какие операции он не распространяется.

Третья статья даёт чёткую информацию о том, кого можно отнести к объектам инвестиционной деятельности, связанной с капитальными вложениями. Также освещается информация о том, в каких случаях капитальное инвестирование считается запрещённой операцией.

Классификация субъектов инвестирования подана в четвёртом разделе. Здесь освещается информация о том, кого можно считать инвестором, заказчиком, подрядчиком и пользователем объектов капитальных инвестиций.

Пятая статья посвящена особенностям капитального инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

Иностранные инвесторы

Рукопожатие партнеров

Следующий закон об инвестиционной деятельности применяется в экономических отношениях, возникших в результате осуществления инвестиционных операций зарубежными экономическими субъектами. ФЗ 160 «Об иностранных инвестициях» действует на протяжении шестнадцати лет. Он создан с целью определения особенностей деятельности, осуществляемой в пределах России инвесторами-нерезидентами.

Закон выполняет следующие функции:

  1. способствует поступлению иностранного капитала в экономику России;
  2. способствует эффективному использованию инноваций и технологий, поступивших из зарубежья;
  3. предоставление гарантий нерезидентам, осуществляющим инвестиционные операции на территории Российской Федерации;
  4. способствование соблюдению норм международного инвестиционного права.

Закон об инвестициях в РФ, осуществляемых нерезидентами, не применяем в регулировании операций вкладывания капитала в развитие финансовых посредников и организаций, относящихся к гуманитарной сфере, зарегистрированных на территории России. Закон не применяется на деятельность субъектов, зарегистрированных на территории с особыми экономическими условиями.

Во второй статье разъясняются основные понятия, применяемые в инвестиционной деятельности, реализуемой иностранными экономическими субъектами.

График, калькулятор и ручка-перо лежат на столе

В четвёртой статье Закона подаётся информация о правовом режиме работы зарубежных инвесторов и предприятий, финансируемых иностранными инвесторами. В статье прописаны особенности деятельности предприятий и их структурных подразделений, финансируемых за счёт средств зарубежных инвесторов. Также здесь определено понятие коммерческой организации с иностранным капиталом.

Согласно пятой статье Закона все иностранные инвесторы претендуют на получения гарантий защиты своего имущества и доходов от последствий негативных ситуаций. В шестой статье подаётся информация о гарантии иностранным инвесторам в сфере использования различных форм инвестирования.

Статьи с седьмого по десятый номер посвящены гарантированию иностранным инвесторам защиту прав и имущества в случае возникновения форс-мажорных ситуаций, возникших в результате:

  • национализации предприятий, в которые вкладывается иностранный капитал;
  • негативные изменения в конъюнктуре рынка;
  • спорных ситуаций.

Статьи под номером одиннадцать и двенадцать регулируют денежные потоки, которые ассоциируются с инвестиционной деятельностью иностранных субъектов, а также их перемещение в пределах России или за рубеж.

Тринадцатая статья закона об инвестициях иностранных инвесторов регулирует операции приобретения ценных бумаг иностранным инвестором или организацией с иностранным капиталом. В четырнадцатой статье речь идёт о гарантиях, предоставляемых иностранным инвесторам в операциях приватизации. В следующей, пятнадцатой, статье подана информация о правовом регулировании операций приобретения иностранным инвестором материальных активов.

Евро и долларовые купюры

В шестнадцатой и семнадцатой статье ФЗ об инвестициях, осуществляемых иностранными инвесторами, речь идёт о предоставлении льгот, касающихся таможенных платежей и льгот, предоставляемых другими экономическими субъектами РФ иностранным инвесторам.

В восемнадцатой статье расписаны особенности регулирования действий иностранных инвесторов в сфере конкуренции и соблюдении антимонопольного законодательства. В следующей статье закона речь идёт о страховании иностранным инвестором своего имущества на территории РФ.

Двадцатая статья призвана регулировать действия по созданию и ликвидации компаний с иностранными инвестициями. В следующей статье подана информация о правовом регулировании создания и ликвидации филиалов таких компаний.

Двадцать вторая статья закона подаёт информацию о требованиях касательно деятельности и оценки капитала филиала компании с иностранными инвестициями. В следующей статье освещаются особенности разработки и реализации политики государства в сфере инвестирования, осуществляемого нерезидентами.

В двадцать четвёртой статье определён федеральный орган, отвечающий за процедуру привлечения иностранного капитала в экономику РФ. Статьи от двадцать пятого по двадцать восьмой номер регулируют особенности применения и вступления в действие данного закона.

Социальное инвестирование

111 — ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» призван регулировать операции, осуществляемые в сфере формирования пенсионных накоплений и их возможного дальнейшего инвестирования. Закон состоит из сорока трёх статей, призванных определять особенности осуществления операций по накоплению и инвестированию пенсионных средств. Также закон содержит информацию об особенностях контроля операций по формированию пенсионных накоплений со стороны государственных органов и общества.

Фонды

Презентация проекта

156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» призван регулировать экономические отношения, возникшие в сфере привлечения денег или других активов с помощью размещения акций и подписания договоров управления ними с целью их дальнейшего вложения в иные экономические объекты.

Подавая информацию об инвестиционных фондах, федеральный закон формирует понятие инвестиционного фонда. Согласно закону это комплекс имущества, принадлежащий акционерному обществу или юридическим (физическим) лицам. Управление имуществом фонда осуществляется в интересах инвесторов от лица управителя.

Закон «Об инвестиционных фондах» не регулирует отношения в сфере управления компаниями, не имеющих признаков инвестиционного фонда.

Закон состоит из четырнадцати глав, призванных регламентировать те или иные операции в сфере управления инвестиционными фондами.

Вторая глава ФЗ «Об инвестиционных фондах» содержит в себе статьи, регулирующие деятельность акционерного инвестиционного фонда и его руководства.

В третьей главе подана информация об особенностях деятельности, оценки имущества, заключения договоров и управления паевыми инвестиционными фондами.

В четвёртой главе закона содержаться статьи, регламентирующие операции с инвестиционными паями. В пятой главе подана информация об условиях окончания деятельности паевых инвестиционных фондов.

Шестая глава закона содержит основные требования к активам инвестиционных фондов. В следующей главе подана информация об особенностях оценки чистой стоимости активов фондов.

Восьмая глава регламентирует деятельность управляющих компаний. Следующая глава закона определяет проведение контроля над операциями с имуществом паевых и акционерных фондов.

Глава десятая закона, регулирующего деятельность инвестиционных фондов, определяет особенности формирование реестра лиц, владеющих инвестиционными паями. Следующая глава закона определяет особенности проведения аудита результатов деятельности акционерных фондов и управляющих компаний.

Двенадцатая глава подаёт информацию о публикации информации о деятельности инвестиционных фондов. Следующая глава определяет полномочия, которыми наделён Банк России и организации, характеризующиеся самоуправлением. Последняя глава определяет положения, представляющие заключительную часть закона.

Какие страны обеспечивают приток инвестиций и как он происходит.

Определение международной инвестиционной деятельности.

Основная суть и цели социально-ответственного инвестирования.

Какими бывают виды накоплений и в чем заключается разница между ними.

https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/the-law-on-the-protection-and-promotion-of-investments-in-russia/

Законы об инвестиционной деятельности и фондах: ФЗ 39 111 156 160