26/10/2021

financial-pro.ru

Новости инвестиций и финансов

История провала: как мы открыли велопрокат и закрыли его через год — Inc

История провала: как мы открыли велопрокат и закрыли его через год

История провала: как мы открыли велопрокат и закрыли его через год

В российской бизнес-среде не принято рассказывать о неудачах. Инвесторы часто говорят, что у нас в стране низкая толерантность к провалам, а предприниматели предпочитают рассказывать только о своих победах, тиражируя «ошибку выжившего». При этом практически у каждого основателя успешного бизнеса в анамнезе есть два-три провала — на которых он набил шишки и набрался опыта. Сооснователь и генеральный конструктор бюро промышленного дизайна «Карфидов Лаб» Алексей Карфидов рассказал, как в студенчестве открывал прокат велосипедов, что пошло не так и какие уроки он из этого извлек.

Важно начать

Чтобы начать свое дело, нужно обладать решительностью и оптимизмом. А идеи всегда найдутся. В конце 2012 года в студгородке моего университета многие хотели брать велосипеды напрокат. И я подумал, что это отличная идея для бизнеса, — спрос тогда явно опережал предложение. Деньги в то время были очень нужны, и я решил попробовать.

Я решил поступить ровно так, как учат во многих бизнес книгах: не буду «открывать школу йоги», а просто напишу объявление, что эта школа уже есть, и оценю спрос. Чтобы не выглядеть совсем глупо, купил два велосипеда Stels — с мыслью, что в худшем случае просто оставлю их себе и супруге.

Я возглавлял студенческий совет общежитий, поэтому легко согласовал с администрацией хранение велосипедов в корпусах общежитий, — для этого были специально подготовленные места. Разместил рекламу в соцсетях, повесил объявление у входа в корпус, и бизнес пошел. Люди приходили, заключали договоры, а мы им выдавали велосипеды и защитные шлемы. На случай повреждений был прейскурант: лопнувшая покрышка — 100 руб., и т.д.

Первая проблема обнаружилась сразу: люди к арендуемой технике относятся совсем не как к своей. Очень часто за неделю возникали поломки (например срыв крепления педалей), которых при обычной эксплуатации не возникает и за 5 лет.

Но это были мелочи, в основном я испытывал лёгкое головокружение от успехов. Через какое-то время я решился на оптовый заказ в Stels (получалось в три раза выгоднее, и запчасти выходили дешевле). Купил 20 велосипедов, за пару дней собрали их с друзьями — получился целый велопарк. К нам стали приходить студенты из других университетов. В 2014 году мы развернулись на полную — в работе было более 40 велосипедов и 4 точки проката.

Я был в состоянии некоторой эйфории — казалось, вот прикольная (хоть и сезонная) бизнес-модель, понятно, как её масштабировать. Суммарно все 4 точки могли приносить до 200—250 тыс. руб. в месяц сезонной выручки, без учёта затрат на сами велосипеды, их ремонт, обслуживание и зарплату. Мы планировали открывать по Москве ещё больше точек проката.

Но эйфория длилась недолго, очень скоро начали всё очевиднее проявляться всё новые минусы и недостатки.

Проблемные зоны

1. Сезонность

На момент зарождения бизнеса мы не задумывались об этом факторе. И очень зря, потому что от него напрямую зависит выручка. Например, в марте с первым теплом у нас заказывали прокат, мы доставали велосипеды, а на следующий день выпадал снег и буквально замораживал процессы. В дождь и сильный ветер тоже особо не покататься. А летом, когда, казалось бы, мы должны были грести деньги лопатой, все разъезжаются и заказов тоже почти нет. В итоге месяцы, в которые был реальный спрос, можно сосчитать по пальцам.

2. Большие расходы

Нужно сразу учитывать износ техники. Постепенно в негодность пришла половина велопарка. Суммарно годовой ремонт одного велосипеда с учётом всех замен деталей мог превысить стоимость велосипеда в 2—3 раза. Например, если вы купили велосипед за 7 тыс. руб., понадобится ещё примерно 3,5 тыс. руб., чтобы его дооснастить (фонари, защита на цепь, металлические педали, мягкое седло). И потом регулярно тратить деньги на ремонт. Велосипеды часто ломаются, регулярно лопаются камеры. Держать 4 пункта проката не так дёшево, как может показаться.

3. Кражи

Велосипеды воруют. Типичный случай: группа друзей взяли 7 велосипедов, чтобы покататься на Воробьевых горах. Там они решили остановиться и сделать общее красивое фото. Оглянулись — а одного велосипеда уже нет! Этим клиентам мы просто сказали, где можно купить такой же велосипед, и вернули стоимость амортизации. Но не все клиенты готовы так пойти навстречу.

Нас обманывали и сотрудники на местах. На одной из точек оказалось очень много велосипедов, и человек, который отвечал за аренду, купил еще 4 велосипеда и сдавал их вместо наших «мимо кассы». Это заметили случайно. Позвонили на общий номер и сказали, что велосипеды готовы вернуть, а человека, который принимает, нет на месте. Оказалось, что записи такой не было, а все наши велосипеды в этот моменты были свободны. В итоге он продолжил у нас работать, но свои велосипеды продал нам со скидкой.

4. Курс доллара

Скачок курса доллара с 30 до 60 руб. стал для нас форс-мажором (как показала жизнь, к подобным событиям в России стоит быть готовым всегда). Производители подняли цены на велосипеды и запчасти в 3 раза, а арендовать велосипед за 150 руб. в час клиентам было уже неинтересно.

В итоге спустя год работы мы свернули дело и распродали все велосипеды за копейки друзьям и знакомым. Средства от продажи ушли на выплату зарплат сотрудникам. Съехали с точек и выдохнули — прибыль от проката не окупала нервы и силы, которые мы тратили. Этот опыт я вспоминаю с благодарностью — я прочувствовал на себе всю ответственность бизнес-процессов и стал более стрессоустойчивым.

Какие ошибки я совершил?

1. Не создал финансовую подушку безопасности

Главная моя ошибка была в том, что я не учёл быстрый износ оборудования и не заложил деньги в амортизацию. Ситуации, когда несколько единиц техники вышли из строя одновременно и нужно резко найти средства на ремонт и запчасти, происходили слишком часто, а я к этому не был готов.

2. Неправильно оценил затраты на бизнес

Велопрокат — это не про сдачу велосипедов в аренду, это про ремонт. Именно от качественного и быстрого восстановления велосипедов зависит успех дела. И этот ремонт может обходиться значительно дороже, чем кажется. В какой-то момент рационально принимать решение, что дешевле — пытаться починить текущий некомплект или купить новый велосипед. Сумма стоимости всех запчастей по отдельности сильно выше стоимости целого велосипеда, а ремонт — это тоже трудочасы.

3. Ошибся в сотрудниках

В случае проката нельзя на 100% доверять людям на местах, нужно заранее выстраивать защиту от злоупотреблений. Когда сервисная модель очень сильно зависит от человека, открывается широкое поле для самодеятельности в свою пользу и занижения выручки. Нужно заранее закладывать мотивационные инструменты для сотрудников и защитные — для владельца, чтобы избегать такого.

Свой-бизнес: как открыть прокат велосипедов. Бизнес-план — прокат велосипедов

С наступлением летнего периода на улицах города все чаще можно увидеть велосипедистов. Популярно это транспортное средство как у любителей, так и у профессионалов. Велосипед весьма практичен и удобен. Стоит он недорого, мобилен в городских пробках, к тому же приносит явную пользу для здоровья. Однако далеко не у всех есть собственный велосипед. При этом желающих прокатиться на нем достаточно много. Именно поэтому стоит подумать о том, как открыть прокат велосипедов. Бизнес этот не только удовлетворит потребности любителей покататься, но и позволит хорошо заработать.

Первые шаги

С чего лучше всего начать? Прежде всего, должен быть составлен бизнес-план. Прокат велосипедов требует создания частного предприятия. При небольших масштабах подойдет индивидуальное предпринимательство.

бизнес план прокат велосипедов

Выбор формы организации, предоставляющей услуги, должен быть оговорен при написании бизнес-плана. До начала работы предприятие должно быть зарегистрировано в органах налоговой службы.

Место проката

Бизнес-план по прокату велосипедов должен содержать в себе перечень точек, в которых будет осуществляться услуга. Вариантов может быть множество. Один из них предполагает доставку велосипедов к указанному клиентом месту. В таком случае потребуется взимание дополнительной платы за транспортировку. Можно также стоять на улице в ожидании клиента. Такой вариант также должен рассмотреть составляемый бизнес-план.

Прокат велосипедов в таком случае желательно расположить в самом центре района или города, в том месте, где находится большое количество отдыхающих. Предлагать мобильные транспортные средства выгоднее всего:

— в парках аттракционов;
— в курортных центрах;
— в скверах или рощах;
— на площадях;
— в городских парках;
— на набережных.

Выбрав подходящее место, необходимо будет его арендовать. При этом стоит убедиться в том, что на прилегающей территории разрешено катание на велосипедах. Желательно наличие хотя бы одной велосипедной дорожки, отделяющей зону проезда от пешеходов. Но в любом случае, прежде чем начать оказывать услуги по прокату велосипедов, понадобится разрешение местных властей.

Закупка транспортных средств

Как организовать прокат велосипедов? Понадобится приобретение необходимых для этого транспортных средств. Класс, количество и виды необходимого для оказания услуг оборудования должен предусматривать бизнес-план.

Прокат велосипедов на первых порах может производится при наличии небольшого парка техники, в котором находится четыре-пять единиц. Начало работы покажет, пользуется ли ваша услуга спросом. В случае большой популярности парк велосипедов можно увеличить. При повышенном спросе докупить необходимое количество техники труда не составит.

прокат детских велосипедов

В рамках своего бизнеса стоит предусмотреть и прокат детских велосипедов. Они также будут востребованы.

Какие именно транспортные средства покупать, должен также предусматривать составленный бизнес-план. Прокат велосипедов вряд ли заинтересует профессионалов. Именно поэтому не стоит смотреть на дорогие модели. Однако в видах велосипедов разобраться необходимо.

Приобретение техники должно быть подчинено определенному правилу. Оно говорит о том, что не следует приобретать более двух единиц одного вида. Желательно покупать модели для того, чтобы кататься по пересеченной местности. Для этого подойдут модели кросс-кантри с рамой в восемнадцать или двадцать дюймов.

В пункте проката клиенту желательно предложить и велосипеды для уверенного катания в условиях бездорожья. Для этого понадобится приобрести модели с задним амортизатором. Для успешного бизнеса важно иметь в наличии женские и детские велосипеды.

Стоит предусмотреть и закупку соответствующего снаряжения. Его выгоднее приобрести в зимний период, когда предлагаются сезонные скидки.

Как открыть прокат велосипедов, если стартовый капитал невелик? Начать можно с самого малого. При отсутствии возможности покупки нескольких велосипедов попробуйте договориться взять их напрокат у своих знакомых.

Место хранения

Для сдачи в прокат велосипедов понадобится арендовать небольшое помещение. Основным его предназначением станет хранение транспортных средств. Лучше всего, если ваш гараж будет находиться неподалеку от того места, где предполагается место оказания услуг. В таком случае значительно снизятся затраты на транспортировку велосипедов.

Помещение, где будут храниться велосипеды, должно быть закрытым. Только в таком случае зимой ваши транспортные средства не испортятся от холода и снега, а летом от зноя и дождя.

Гарантия возврата

С клиентами, взявшими напрокат велосипед, должен быть заключен договор. Такой документ обеспечит сохранность вашего транспортного средства. В договоре обязательно прописывается цена, а также срок, когда велосипед должен быть возвращен. Одним из существенных условий договора станет указание суммы штрафа. Его налагают за несвоевременный возврат или порчу велосипеда.

Суммы самых распространенных поломок желательно прописать в самом договоре. В таком случае клиент будет знать о последствиях своего недобросовестного отношения к технике.
Договор должен содержать информацию о клиенте — его Ф.И.О., адрес проживания, а также паспортные данные.

Реклама

Предприниматели, которые будут доставлять велосипеды клиентам, должны дать объявления в местные газеты. Расклеить их можно и на специальных щитах. Если прокат велосипедов будет осуществляться в каком-либо определенном месте, то люди узнают об услуге сами. Однако и в этом случае реклама лишней не будет.

К открытию бизнеса можно приурочить организацию небольших велосипедных конкурсов и соревнований. Праздник покажет людям, насколько интересно проводить свободное время с пользой для здоровья, в кругу веселой компании или всей семьи. В качестве спонсоров могут быть привлечены коммерческие организации вашего города.

Тарифы и прибыль

Для того чтобы прокат велосипедов пользовался популярностью цены на взятые транспортные средства должны быть доступны любому. Предположим, что за десять часов проката вы установите стоимость сто пятьдесят рублей. Сумма вполне приемлема для клиента с любыми финансовыми возможностями. Не стоит забывать и о системе штрафов.

За каждый час просрочки берите по пятьдесят рублей. Перед оказанием услуги требуйте залог, предположим, в три тысячи рублей. Это будет дополнительной гарантией возврата. В том случае, если велосипеды были взяты напрокат у знакомых, то отдавайте им половину своей выручки. Оставшаяся сумма должна быть отложена на покупку собственных транспортных средств.

Элементарные расчеты позволят выяснить объемы вашего заработка. При парке в десять велосипедов минимальный доход в день может составить полторы тысячи рублей. Это в том случае, если каждая единица техники была востребована клиентами. Отдав половину дохода владельцам велосипедов, вы получите чистую прибыль в семьсот пятьдесят рублей. Вскоре вы сможете приобрести собственные транспортные средства. После этого весь доход будет ваш.

Расширение возможностей

Для привлечения клиентов можно будет придумать собственную систему поощрения. Например, при семейном катании — бесплатная выдача детских велосипедов. Можно будет устанавливать скидку тому клиенту, который привел троих друзей, а также устраивать более дешевые катания, например, по средам.

бизнес план по прокату велосипедов

Интересная идея — предоставление напрокат самокатов, роликов, детских сидений, которые крепятся на багажник велосипеда, и т.д.

https://incrussia.ru/understand/velo-fail/
https://businessman.ru/new-svoj-biznes-kak-otkryt-prokat-velosipedov.html